01 марта 2024
Как писать сочинение по русскому на ОГЭ 2024

Содержание

 

  1. Структура сочинения
  2. Примеры в тексте сочинения
  3. Количество абзацев в тексте
  4. Что написать в заключении
  5. Как писать сочинение 13.1 ОГЭ (ранее 9.1)
  6. Как писать сочинение 13.2 ОГЭ (ранее 9.2)
  7. Конструкции для аргументации
  8. Как писать сочинение 13.3 ОГЭ (ранее 9.3)

 

В период до учебного года 2023 для написания сочинений-рассуждений использовались задания под номером 9, включая вариации 9.1, 9.2 и 9.3. С недавним обновлением, текущая система классификации заданий для сочинений претерпела изменения, теперь она выравнивается с критериями, предъявляемыми к ОГЭ, и обозначается как серия 13, разделяясь на подпункты 13.1, 13.2 и 13.3.

Структура сочинения

Составление сочинения-рассуждения предполагает следование определенной структуре, важной для данного жанра текста.

Структура рассуждения делится на несколько основных разделов:

  • Начало текста выделяется формулировкой основной мысли или тезиса.
  • Далее аргументация и приведение примеров, подтверждающих изначальный тезис.
  • Завершается сочинение формулировкой итогового вывода.

Пропуск любой из этих составляющих может привести к снижению оценки за работу.

Примеры в тексте сочинения

При включении примеров в текст сочинения следует учитывать несколько правил оформления:

  • Короткие цитаты вставляются непосредственно в текст, с соблюдением пунктуации, аналогичной использованию в прямой речи, или же помещаются в скобки. Если необходимо процитировать только фрагмент предложения, можно использовать многоточие для обозначения опущенных слов.
  • Для длинных предложений предпочтительнее просто указать их номера, избегая прямого цитирования.
  • Чтобы обеспечить плавность и связность текста при введении примеров, рекомендуется применять стандартные выражения и фразы.

Количество абзацев в тексте

Оформление сочинения требует строгого соблюдения структуры абзацев, которых должно быть минимум четыре:

  • В первом абзаце представляется главная идея или тезис.
  • Второй и третий абзацы содержат поддерживающие аргументы и соответствующие примеры.
  • Четвертый абзац посвящен итоговому выводу.

Важно отметить, что основная часть текста может расширяться за счет дополнительных абзацев, каждый из которых начинается с новой существенной идеи или дополнительного аргумента.

Что написать в заключении

В разделе заключения, подобно вступлению, не стоит расширять текст до размеров основной части. Его роль - сформулировать итоги, кратко пересказать основные моменты и закруглить обсуждение, акцентируя внимание на ключевых аспектах.

Заключительный абзац должен отличаться краткостью и содержательностью, при этом оставаясь в гармонии с основным текстом и поддерживать выдвинутые идеи и аргументы без противоречий.

Используя вводные выражения вроде "в итоге", "таким образом", "следовательно", "итак", необходимо ясно указать на логический итог рассуждений, выделенный запятой для выразительности и структурированности изложения.

Как писать сочинение 13.1 ОГЭ (ранее 9.1)

Структура сочинения для задания 13.1 (ранее известного как 9.1) для учащихся 9 класса предполагает следующее оформление:

  1. Вводится мнение автора (указывается фамилия) с приведением его точки зрения (цитируется).
  2. Далее следует подтверждение правильности этого мнения, с разъяснением его сути.
  3. Аргументацию подкрепляют примеры из текста, где первый пример начинается с указания на его местоположение в тексте, а второй пример продолжает и развивает аргументацию.
  4. В заключительной части работы подводится итог, где основная мысль автора переформулируется с использованием других выражений.

Как писать сочинение 13.2 ОГЭ (ранее 9.2)

Руководство к составлению сочинения на основе задания 13.2 (бывшее 9.2) для девятого класса предполагает следующую структуру:

  1. Вначале необходимо изложить личное понимание выбранного отрывка или фразы из текста, подробно объяснив его значение.
  2. Далее следует привести конкретные примеры из текста, которые служат подтверждением высказанных ранее мыслей.
  3. Первый пример должен начинаться с указания на его место в тексте и содержать прямую цитату, которая иллюстрирует определенное утверждение или мысль автора.
  4. Второй пример также основывается на цитировании другого участка текста, дополнительно подтверждая и развивая начальную аргументацию.
  5. В заключительной части сочинения представляется обобщение вышеизложенного, выражая личное отношение к обсуждаемой теме.

Пример сочинения 13.2 (ранее 9.2)

Главной мыслью текста является глубокая травма, нанесенная старой женщине действиями школьников, похитивших письмо от ее погибшего сына - единственное вещественное воспоминание о нем. Этот акт лишил ее последней утешительной связи с потерянным ребенком, оставив ее мир пустым и безрадостным. Мои аргументы подкреплены анализом текста.

Из анализа предложений 24 и 33 следует, что глубокое расстройство женщины, вызванное взаимодействием с детьми, особенно с девочкой, выразившейся в агрессивной манере, привело к ее моральному и физическому упадку. Потеря слуха символизирует общее угасание ее внутреннего мира.

Обнаружение отсутствия письма стало для Анны Федотовны моментом полного отчаяния (согласно предложению 51), когда последняя надежда на связь с сыном оборвалась, оставив ее душу в полной пустоте.

Так, анализ текста позволяет утверждать, что фраза о потере слуха и зрения старой женщины метафорически отражает ее полное душевное одиночество и отчаяние.

Далее, рассматривая фразу о моряках и ленинградских школьниках, я вижу в ней отражение общего духа стойкости и мужества. Моряки, сталкиваясь с угрозой смерти ежедневно, находили отражение своего мужества в детях блокадного Ленинграда, чья несгибаемость и стремление к жизни в условиях обстрелов и голода вдохновляли на подвиги.

Примером служат слова автора в предложении 28 о том, как надежда на победу и будущее живет в сердцах молодых детей, несмотря на ужасы войны, и предложении 16, подчеркивающем их непоколебимый дух в лице опасности.

Завершая, подчеркиваю, что истинное мужество заключается в способности находить и поддерживать друг друга в самых тяжелых испытаниях, как это демонстрируют моряки и дети в условиях войны.

Конструкции для аргументации

  • Моё понимание выбранного фрагмента (завершения текста, определённой цитаты…) заключается в следующем: … (перефразирую суть своими словами). Чтобы обосновать свою точку зрения, я опираюсь на примеры, взятые непосредственно из произведения … (имя автора).
  • Например, изложено в предложении номер …, где утверждается, что … (краткое изложение первого аргумента). Это демонстрирует … (краткий вывод из первого аргумента).
  • Дополнительно, предложение номер … содержит мысль о … (изложение второго аргумента), что служит доказательством моих рассуждений (краткий вывод из второго аргумента). В итоге, мне удалось прояснить значение изучаемого отрывка (финала, цитаты…), делая окончательный вывод по обсуждаемой теме.

Как писать сочинение 13.3 ОГЭ (ранее 9.3)

В написании сочинения для задания 13.3, ранее известного как 9.3, в девятом классе предлагается следующая структура:

  1. Начнем с определения конкретного понятия... Затем подробно объясним данное определение.
  2. Приведем убедительный пример (например, дружбы, доброты, справедливости, мужества или самодисциплины), иллюстрирующий это понятие, из произведения … (указываем фамилию автора). В предложении номер … он утверждает: «…», что подтверждает...
  3. Далее, в качестве дополнительного примера, упомянем персонажа из литературного произведения или фильма, который также отражает данное качество. Этот персонаж демонстрирует..., что служит доказательством...

Аргументация

  • Как понимать …? Я считаю, что … обозначает… (переформулирую определение собственными словами). Для подтверждения своей позиции я опирался на анализ текста и личный опыт.
  • В тексте, написанном … (указываем автора), освещается момент, когда … Это момент упоминается на … месте. На мой взгляд, это указывает на … (формулирую вывод из анализа первого аргумента).
  • Далее, чтобы усилить мою аргументацию относительно …, я хочу привести пример из реальной жизни. … (детальное описание примера). Это дает основания полагать, что … (делаю вывод из второго аргумента).
  • Таким образом, я аргументировал свою интерпретацию того, что такое … (делаю окончательный вывод по теме сочинения).

Пример сочинения 13.3 (ранее 9.3)

Человечность, по моему мнению, воплощает собой качества, такие как добросердечие, эмпатия, человеколюбие, вежливость и готовность оказывать поддержку ближним. Те, кто обладает этими чертами, проявляют уважение и сочувствие к окружающим, не оставаясь равнодушными к чужим бедам. Для подкрепления своего взгляда я опирался на анализ литературных произведений и собственные наблюдения.

Произведение Б. Васильева описывает душераздирающую историю о том, как трое детей похитили письмо у Анны Федотовны, слепой пожилой женщины, для которой это письмо было последним воспоминанием о ее погибшем сыне. Этот акт лишения её последней утешительной связи с ребенком я рассматриваю как крайне бездушный поступок.

В качестве жизненного примера человечности приведу собственный опыт волонтерства, когда мы с одноклассниками помогали ветеранам и одиноким пожилым людям. Этот опыт подчеркивает, что помощь и поддержка нужны не только получателям, но и способствуют развитию наших личных качеств.

Определение мужества, с моей точки зрения, заключается в способности проявлять храбрость, героизм и решимость, сталкиваясь с препятствиями. Мужество часто ассоциируется с защитой и самопожертвованием ради высших идеалов. Ярким примером такого поведения являются действия персонажей произведения Л. Овчинниковой, где моряки, готовящиеся к сражению, видят в детях блокадного Ленинграда источник вдохновения и символ надежды.

Алексей Маресьев, военный летчик и Герой Советского Союза, стал символом непоколебимой воли и мужества после того, как, потеряв ноги, не утратил желания служить и продолжил боевые вылеты.

Заключая, хочу подчеркнуть, что мужество — это ключевая черта характера, позволяющая людям преодолевать испытания и сохранять достоинство в лице трудностей.

Успешное написание сочинения на ОГЭ по русскому языку после 9 класса требует не только знания теоретического материала и умения грамотно излагать свои мысли, но и глубокого понимания критериев оценки.

  • Важно строго следовать структуре сочинения, включающей введение с тезисом, основную часть с аргументацией и примерами, а также заключение, где подводится итог всему сказанному.
  • Не менее значимо умение анализировать текст, выделять в нем ключевые моменты и использовать их для подкрепления своих аргументов.
  • Помимо этого, крайне важно обращать внимание на оформление примеров из текста, абзацное деление и логическую связность всего изложения.

Написание сочинения – это не только проверка знаний учащегося, но и возможность продемонстрировать свою способность к рефлексии, критическому мышлению и творческому подходу к интерпретации литературных произведений.

 

 

 

Запишитесь сейчас на первое вводное занятие
Русский язык
В 2000 году окончила филологический факультет ПГУ им. М.В. Ломоносова, в 2006 году - аспирантуру при кафедре русского языка МПГУ, в 2013 году - докторантуру МПГУ. Ученая степе...
Стаж:
более 15 лет.
Обратный звонок
Записаться на курсы
Написать сообщение
Написать сообщение
Записаться на курсы