
Разработчики экзаменационных материалов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) продолжают серию онлайн-консультаций под названием «На все 100!». Недавно состоялся очередной эфир, посвящённый подготовке к ЕГЭ по литературе. Сергей Зинин, глава комиссии по созданию контрольных измерительных материалов (КИМ) для ГИА по литературе, подробно осветил изменения в кодификаторе и КИМ на 2025 год. Он рассказал о том, чего ожидать на экзамене, какую литературу можно использовать при выполнении экзаменационных заданий, а также ответил на вопросы учащихся и педагогов.
В 2024 году кодификатор содержания ЕГЭ был обновлён в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) среднего общего образования. В него вошли произведения, изучаемые в основной школе. Сергей Зинин пояснил, что, с учётом принципов повторения и преемственности между образовательными ступенями, в КИМ будут включены произведения ключевых авторов, такие как «Слово о полку Игореве», «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Ревизор» и «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, а также произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Он добавил, что при подготовке к экзамену 2025 года будущим экзаменаторам следует учитывать, что произведения, отмеченные знаком «–» в кодификаторе, являются дополнительными и могут быть использованы по желанию. Эксперт подчеркнул, что фрагменты произведений, выделенные курсивом, связаны с пятым заданием и темами сочинений во второй части экзамена, а те, что выделены полужирным шрифтом, используются в последующих заданиях. Также были уточнены произведения, посвящённые Великой Отечественной войне.
Некоторые задания претерпели изменения. Сергей Зинин сообщил, что в 2025 году задание 5 изменено: теперь необходимо сравнить представленный в КИМ фрагмент с произведением XVIII – первой половины XIX века, указанным в том же задании.
Также были внесены уточнения в задание 8. В отличие от прошлого года, список художественных средств для выбора правильных ответов увеличен до семи позиций вместо пяти. В задании 10 изменена формулировка и сняты временные ограничения при выборе стихотворения для сопоставления.
Глава комиссии по разработке КИМ обратил внимание участников эфира на уточнение критериев оценки заданий с развернутым ответом и отметил, что одна из тем заданий 11.1–11.3 будет носить дискуссионный характер.
Во время консультации Сергей Зинин ответил на вопросы зрителей относительно особенностей выполнения различных заданий. Запись эфира доступна в сообществе Рособрнадзора «ВКонтакте» и на платформе Rutube.