В контексте обсуждения перспективных изменений в экзамене ЕГЭ по литературе на 2024 год, в ходе эфира онлайн-программы "Образовательная среда", организованной министерством просвещения, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова предоставила свои комментарии.
Публикуя демонстрационные версии и кодификаторы ЕГЭ-2024, мы познакомили общественность с предстоящими изменениями в экзамене на следующий год. В прошлом Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не предоставлял четких указаний на литературные произведения, изучаемые в основной и средней школе. Однако сейчас это вопросы стандартизированы, подчеркнула Решетникова. Литературное обучение структурировано таким образом, что произведения и авторы до середины XIX века изучаются в основной школе, в то время как более поздние материалы - в старшей школе. Из этого вытекает необходимость адаптации Государственной итоговой аттестации с учетом двух ключевых компонентов - ЕГЭ и ОГЭ. По ОГЭ, который сдают после 9 класса, проверяют знания, приобретенные в основной школе, тогда как ЕГЭ охватывает содержание старшей школы. Учитывая, что Пушкин, Лермонтов, Гоголь и Фонвизин - это выдающиеся писатели, творившие до середины XIX века, их творчество акцентируется на основном этапе обучения и полностью оценивается в рамках ОГЭ. В заданиях ЕГЭ используются фрагменты произведений, изучаемых в старшей школе. Мы предполагаем, что участники экзамена обладают богатым опытом чтения и уже изучили творчество наших классиков на начальных этапах обучения. В этой связи, в материалах ЕГЭ предусмотрены задания № 10 и 11, в которых можно обращаться к творчеству Фонвизина, Гоголя, Пушкина и Лермонтова.
Согласно высказываниям Решетниковой, в процессе написания итоговых сочинений не обязательно ограничиваться материалами, изученными в школе. Здесь можно использовать всю свою широкую читательскую палитру.
Основные мировоззренческие и литературные основы формируются на этапе обучения в основной школе, до 9 класса. Поэтому ключевые произведения и понимание их характеристик формируются именно там, - отметила эксперт. - А кодификатор представляет собой пронумерованный перечень требований, изложенных в стандарте.