В рамках Всероссийского общественного обсуждения совершенствования государственной итоговой аттестации (ГИА) состоялась секция, посвященная развитию экзаменационных моделей контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, литературе, иностранным языкам и социально-гуманитарным предметам.
Участники высказались по вопросам, обсуждавшимся ранее на секции по естественно-научным предметам: возможность перевода экзаменов в электронный формат, отмена ежегодной публикации демоверсий КИМ, привлечение искусственного интеллекта к проверке экзаменационных работ и другие.
Особое внимание было уделено темам, связанным с гуманитарными предметами. Обсуждая итоговое сочинение и собеседование по русскому языку как формы допуска к ГИА, большинство экспертов высказались за их сохранение, при этом отметив необходимость развития собеседования, расширения проверяемых умений и пересмотра критериев оценивания. Оксана Решетникова, директор ФИПИ, отметила, что новая модель КИМ для итогового собеседования может быть апробирована в ближайшие два-три года. Также было предложено интегрировать межпредметные связи, чтобы выпускники могли строить рассуждения не только на основе литературных текстов, но и по материалам других предметов, таких как история.
В ЕГЭ по обществознанию предложено ввести обязательную инвариантную часть и модульную часть, зависящую от будущего направления обучения: философия и социология, экономика, политика и право. Аналогичное разделение предложено для географии, где вузы заинтересованы в проверке знаний по экономической или физической географии в зависимости от специальности. Эти предложения будут прорабатываться дальше.
Идея разделения ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни, как в математике, не нашла поддержки среди экспертов.
Также обсуждалась возможность введения устной части в ЕГЭ по литературе, дополняющей письменный экзамен, для проверки навыков выразительного чтения, риторики и творческих заданий. Руководитель комиссии по разработке КИМ по литературе Сергей Зинин отметил, что устный экзамен имеет давние традиции и его можно попробовать реализовать без отмены письменной части, поскольку выпускники должны уметь и писать, и говорить. Директор ФИПИ Оксана Решетникова добавила, что введение устной части можно рассматривать в рамках долгосрочной модели, но это явно не вопрос ближайших двух лет.
Участники также обсудили предложения по изменениям в заданиях КИМ по различным предметам, в частности по истории, где предлагалось разработать перспективные задания, связанные с событиями современной истории и краеведческой тематикой.