
На форуме учителей истории и обществознания обсудили ключевые изменения, касающиеся структуры и содержания ЕГЭ, ОГЭ и всероссийских проверочных работ (ВПР) по этим дисциплинам. Основное внимание было уделено тенденциям в образовательной системе и планируемым корректировкам в системе оценки знаний выпускников.
В последние годы уровень успеваемости школьников на экзаменах по истории и обществознанию остаётся стабильно высоким. В 2025 году обществознание вновь оказалось самым востребованным предметом по выбору — его сдают около 40% участников. История занимает шестое место, привлекая 13% выпускников. Однако в ближайшие годы ситуация может измениться.
С инициативой введения обязательного ЕГЭ по истории для гуманитарных и социально-экономических направлений в вузах выступили профильные ведомства, и она получила поддержку на государственном уровне. На сегодняшний день подготовлен проект приказа, предполагающий включение истории в перечень вступительных испытаний для ряда гуманитарных специальностей.
Изменения будут реализовываться поэтапно. На первом этапе, в 2026 году, абитуриентам предоставят возможность выбора между историей и обществознанием. Это сделано для того, чтобы избежать резких переходов и дать возможность выпускникам, уже выбравшим предметы для подготовки, завершить обучение по намеченному плану. А начиная с 2027 года, история станет основным обязательным предметом для поступления на гуманитарные направления. Предполагается, что это приведет к резкому росту интереса к этому экзамену, как это ранее произошло с информатикой, которая сегодня входит в тройку самых популярных предметов ЕГЭ после русского языка и математики.
Изменения в структуре экзаменов сопровождаются внедрением новых федеральных образовательных стандартов и утверждением обновленных образовательных программ. Все материалы, включенные в экзаменационные задания ЕГЭ и ОГЭ, соответствуют содержанию школьных учебников. Благодаря этому подготовка к экзаменам становится более прозрачной и предсказуемой, особенно на фоне внедрения единых программ и учебников по всей стране.
Контрольно-измерительные материалы регулярно обновляются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В процессе доработки учитываются отзывы педагогов по итогам каждого экзаменационного цикла, что позволяет оперативно вносить изменения и устранять выявленные проблемы.
В рамках ЕГЭ по истории увеличено количество заданий, связанных с Великой Отечественной войной. С 2024 года в экзамен включены и вопросы, касающиеся событий специальной военной операции. При этом число таких заданий подобрано таким образом, чтобы стимулировать школьников к изучению тем, без чрезмерного перегруза. Практика показывает, что задания, связанные с историческими событиями XX и XXI веков, школьники выполняют на достаточно высоком уровне как в ЕГЭ, так и во всероссийских проверочных работах.
