Знание литературных произведений, написанных до первой половины XIX века, полностью подвергается проверке при проведении основного государственного экзамена по литературе. Структура экзамена строго соответствует образовательным стандартам, об этом было сказано журналистам представителями пресс-службы Рособрнадзора.
Было отмечено, что в учебных программах 5-9 классов особое внимание уделяется изучению литературных произведений, созданных до середины XIX века, включая работы таких классиков, как Пушкин, Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь и другие. Аналогично, в программе 10-11 классов акцент смещается на литературу второй половины XIX - начала XXI века, включая произведения Островского, Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, а также советской литературы и современных авторов. Это разделение явно отражено в содержании ОГЭ (после 9 класса) и ЕГЭ (после 11 класса).
В списке проверяемых элементов содержания ОГЭ и ЕГЭ перечислены только авторы и произведения, которые впервые изучаются на соответствующих уровнях образования. Таким образом, образовательная программа по литературе охватывает все значимые эпохи и авторов, которые сделали значительный вклад в русскую литературу.
Кроме того, было подчеркнуто, что более 54% от максимального балла сдающие ЕГЭ могут получить за выполнение заданий, связанных с русской классической литературой первой половины XIX века.
Также в Рособрнадзоре пояснили, что в соответствии с федеральной программой, структура и содержание ЕГЭ 2024 года по литературе впервые включают расширенное изучение советской литературы, включая прозу и поэзию, связанные с Великой Отечественной войной. В список впервые внесен роман Фадеева "Молодая гвардия", что способствует формированию правильного ценностного понимания событий и культуры ХХ века.
Нововведением также является включение литературы народов России в ЕГЭ. Это позволит обучающимся из национальных республик использовать свою национальную культуру во время выполнения заданий ЕГЭ и, вероятно, будет мотивировать их к более глубокому изучению и сохранению своего культурного наследия.