Широко известно, что ЕГЭ по обществознанию является самым популярным экзаменом, сдающимся по выбору выпускников. Неизменно в последние годы его выбирают более 50 процентов сдающих экзамены. Логично предположить, что большинство тех, кто принял решение сдавать ЕГЭ по обществознанию, мыслит по принципу «чем выше полученный на экзамене балл, тем лучше». Каким же образом можно добиться желаемого результата? Что необходимо осознавать, знать, уметь, чтобы получение высоких баллов на ЕГЭ по обществознанию стало для этого человека возможным?
В первую очередь каждый, кто принял для себя решение сдавать экзамен, должен осознать, как бы это банально ни звучало, необходимость долгой и упорной самостоятельной работы. Абитуриенту следует осознать раз навсегда, что никакие учителя, курсы и репетиторы, никакие боги, ангелы Рая и демоны Ада не обеспечат ему успех в сдаче экзамена, если он сам не приложит максимум усилий для овладения материалом и самостоятельной отработки учебных заданий.
Во-вторых, само собою разумеется, абитуриент должен максимально, желательно досконально, знать материал курса обществознания, выносимый на ЕГЭ. Курс включает в себя пять больших разделов:
- Человек и общество (включает темы: «Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества»);
- Социальная сфера общественной жизни;
- Экономика;
- Политика;
- Право.
Для подготовки можно воспользоваться следующими учебниками и пособиями:
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. Обществознание - учебник для 10 класса - профильный уровень.
- Боголюбов Л.Н.,Лазебникова А.Ю., Холодковский К.Г. Обществознание - Учебник - 11 класс.
- Кишенкова О.В., Семке Н.Н. ЕГЭ - Обществознание - Универсальный справочник.
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
Могу также настоятельно порекомендовать самостоятельно ознакомиться с важнейшими законодательными актами Российской Федерации: Конституцией РФ (её следует тщательно изучить «от заглавной буквы «К» до тиража и типографии); Уголовным, Уголовно-Процессуальным, Гражданским, Гражданским Процессуальным, Налоговым Кодексами РФ; Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Разумеется, речь не идёт о том, что весь этот комплекс законодательных актов следует выучить чуть ли не наизусть, но ознакомиться с этими документами, безусловно, будет полезно и для более качественного усвоения раздела «Право», и для дальнейшей жизни в целом.
В-третьих, от абитуриента требуется не только знание учебного курса как такового, но и наличие широкого кругозора, общая эрудиция. Ряд заданий второй части ЕГЭ предусматривает необходимость привести собственные примеры, самостоятельно аргументировать или опровергать те или иные тезисы. Конечно, кладезем для этого является история. Не устану повторять, что история и обществознание идут рука об руку. Не случайно основная масса преподавателей обществознания – это выпускники исторических факультетов вузов, одновременно преподающие и историю. Чем лучше вы знаете отечественную и всемирную историю, тем больше у вас шансов, при прочих равных, получить на ЕГЭ по обществознанию более высокий балл. Также следует хорошо ориентироваться в процессах, происходящих в современном мире. Следовательно, тому, кто намерен сдавать ЕГЭ по обществознанию, можно настоятельно порекомендовать регулярно отслеживать важнейшие новости общественно-политической, научной и культурной жизни. В век интернета это не так сложно. И, наконец, третья важная составляющая, обеспечивающая широту кругозора – это знакомство с художественной культурой человечества: литературой, кинематографом, театром, живописью и т. д. Художественная литература, наряду с историей и новостями общественно-политической жизни, является великолепным источником примеров, приведения которых требуют задания формата ЕГЭ. Следует, впрочем, помнить, что предпочтительно приводить примеры, взятые из произведений широко известных и признанных авторов.
В-четвёртых, очень важно не только много знать, но и быть способным к самостоятельному мышлению. Выполняя задания ЕГЭ и, в частности, при написании эссе, вы не пытаетесь угадать, какое ваше суждение желают от вас получить проверяющие, а формулируете собственную точку зрения и отстаиваете её. Не следует руководствоваться знаменитой молчалинской максимой: «В мои года не должно сметь своё суждение иметь!» Нет. Можно и должно иметь свой взгляд на проблему. Но важно помнить, что ваша позиция имеет ценность лишь в том случае, если она аргументирована. А вот в этом вам поможет как раз ваша эрудиция.
В-пятых, для того, чтобы получить на экзамене высокий балл, необходимо владеть искусством грамотно выражать свои мысли. Мало просто хорошо знать материал и иметь своё мнение. Важно суметь изложить и материал, и собственную позицию так, чтобы вас: а) поняли; б) поняли правильно. Как этого добиться? Здесь уместно вспомнить фразу одного из булгаковских героев: «Достигается упражнением…». Выполняя письменные задания самостоятельно и под руководством школьного учителя, преподавателя, репетитора, вы нарабатываете навыки логически и грамматически корректно излагать информацию и свою позицию.
Итак, подведём итог. Чтобы справиться с ЕГЭ по обществознанию и получить на нём высокий балл, тому, кто решил выбрать этот экзамен, требуется готовность к систематическому и упорному самостоятельному труду, доскональное знание материала курса, широкий кругозор и эрудиция, способность к самостоятельному мышлению и умение выражать свои мысли грамотно. Осознав всё это и приложив усилия, вы добьётесь желаемого. Желаем вам успеха и готовы помочь!