Для учащихся девятого класса, сдающих Основной государственный экзамен по математике, теперь официально разрешено использование калькулятора.
В инструкции по выполнению работ в демонстрационном варианте КИМ ОГЭ по математике 2024 года говорится: "При выполнении работы Вы можете воспользоваться справочными материалами, выданными вместе с вариантом КИМ, линейкой и непрограммируемым калькулятором". Демоверсия доступна на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.
В этом году школьникам на ОГЭ по математике разрешали брать только линейку, которая не содержит справочной информации. Дополнительные справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики, предоставлялись в аудиториях вместе с экзаменационными материалами и использование их было разрешено во время экзамена.
Решение о разрешении использования калькулятора было принято на заседании научно-методического совета по математике ФИПИ. Член совета и руководитель комиссии по разработке КИМ по математике Основного и Единого госэкзаменов, Иван Ященко, обсудил это решение с "Российской газетой".
Иван Ященко отмечает, что это решение не является внезапным. Возможность использования калькулятора на ОГЭ по математике была известна с августа, когда были опубликованы проекты документов по экзаменам. Кроме того, этот вопрос обсуждался многие годы. Сегодня, в реальной жизни и профессии, редко кто выполняет расчеты "в столбик". Это важный этап в развитии мышления, но он обучается в начальной школе и в 5-6 классе. В последующем этот навык редко требуется.
Ященко также добавил, что современный ОГЭ включает множество задач, ориентированных на практическое применение, а также задачи на анализ условий, доказательства, текстовые задачи и задачи геометрического характера. Некоторые учителя начинают учить учеников технике счета в столбик в девятом классе, если видят, что они медленно считают. Это может отвлечь от сути предмета и его основной цели - обучать учеников мыслить и рассуждать.
Большинство учителей действительно ожидали и поддерживали это изменение с нетерпением. Введение калькулятора поддержали также участники съезда учителей физики, что весьма логично. Математика является фундаментом как для физики, так и для информационных технологий.
Важно помнить, что цель математического образования - развивать аналитическое и критическое мышление учеников, а не сконцентрироваться исключительно на техническом счете, который может вызывать стресс как у родителей, так и у детей, особенно в девятом классе. Введение калькулятора позволяет более эффективно использовать уроки математики для развития более глубоких и важных навыков, которые будут полезны в будущей карьере и в жизни в целом.
Таким образом, это изменение может способствовать более эффективному и интересному обучению математике, а также подготовке учеников к современным вызовам и областям, где математические навыки играют важную роль.
Ожидается, что это нововведение может улучшить результаты экзаменов, особенно по заданиям, связанным с геометрией. Главное в геометрии - это не просто вычисления, а понимание предмета, анализ и доказательства. Введение калькулятора не упрощает задания, так как большинство из них требуют разработки алгоритма решения и логического мышления, что актуально в современном мире, где важна способность рассуждать и применять знания.
Вопрос о возможности использования калькулятора на ЕГЭ остается на будущее. На ЕГЭ-2024 изменения в этом плане не предусмотрены, и калькулятор не разрешен для одиннадцатиклассников.
В этом году на ОГЭ по математике школьникам разрешалось брать только линейку без справочной информации. Они могли пользоваться справочными материалами с основными формулами, которые предоставлялись в аудиториях вместе с экзаменационными материалами.
ОГЭ по математике в 2024 году будет состоять из двух частей: 19 заданий в первой части и 6 задач с развернутым ответом во второй части. Время на выполнение работы составляет 3 часа 55 минут (235 минут).