До приближения первого события, предшествующего аттестационной кампании этого учебного года, остается всего одна неделя: 6 декабря выпускники будут сдавать итоговое сочинение, чтобы получить допуск к ЕГЭ. О наиболее важных аспектах успешного выполнения этой задачи заместитель руководителя комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе, кандидат педагогических наук Лариса Новикова, поделилась полезными советами и ответила на вопросы студентов.
Что необходимо для успешного написания итогового сочинения?
Прежде всего, важно продемонстрировать, что у ученика есть собственное развернутое аргументированное высказывание в письменной форме. Итоговое сочинение школьника должно отвечать заявленной теме, включать обоснованную позицию и литературный материал. Для успешного выполнения этой задачи необходимо придерживаться двух ключевых моментов: инструкции и алгоритма.
Одним из важных правил является соблюдение минимального объема слов в сочинении. Рекомендуется ориентироваться на 300-350 слов, что обеспечит достаточную развернутость аргументации. Если количество слов в сочинении меньше 250, то это не удовлетворяет требованиям и не принимается к зачету.
Вторым важным моментом является самостоятельность. Ваш текст не должен совпадать с опубликованным текстом, доступным экспертам. Вы можете использовать чужие идеи, но только с помощью прямой или косвенной цитаты, с указанием автора. Несоблюдение этого правила также может привести к невозможности зачесть ваше сочинение.
Сколько произведений следует использовать в итоговом сочинении?
Минимальное количество – один литературный источник для иллюстрации ваших рассуждений или аргументации. Рекомендуется использовать два источника для большей надежности, при этом они могут быть из одного и того же произведения. Важно иметь хотя бы один литературный пример в качестве иллюстрации.
Следует отметить, что недопустимо использовать фанфики, графические романы и мангу в качестве аргумента. Однако зарубежную литературу и даже детские сказки можно использовать.
Как ошибки в названии произведения или в именах автора и героя влияют на оценку за сочинение?
Если вы неправильно указали автора или название произведения, и по сути вашего рассуждения становится непонятно, о каком литературном источнике идет речь, существует риск того, что ваш аргумент не будет учтен. Если же ваша позиция понятна, эксперты могут просто учесть ошибку как фактическую.
Сократится ли количество слов в случае, если один из аргументов не будет засчитан экспертом?
Если один из ваших аргументов не принимается экспертом, это не повлияет на количество слов в вашем сочинении.
Требуются ли знания по различным наукам (например, по истории, химии или обществознанию) для выполнения итогового сочинения?
Нет, итоговое сочинение не требует специальных знаний по другим школьным предметам для одиннадцатиклассников. Все темы охватывают нравственно-этические, философские и социально-психологические аспекты.
Можно ли использовать канцелярский корректор для исправления ошибок?
Ваши работы проходят сканирование, поэтому лучше использовать ручку для зачеркивания и исправления ошибок. Исправленную версию можно написать поверх ошибки или рядом с ней.
Как эффективно распределить время на экзамене?
Эксперты рекомендуют отвести половину времени на написание черновика и половину на переписывание в чистовик. Также стоит записывать все свои мысли и идеи в черновике, а затем структурировать их в смысловые блоки. Перечитать текст, убрав неудачные формулировки, установить корректные связки между аргументами. Обязательно проверьте текст на правильность и однозначность высказываний, а также на орфографию и пунктуацию.
Как использовать оставшееся время перед итоговым сочинением?
Не старайтесь в последний момент прочитать все возможные произведения. Вам уже известны литературные работы и у вас есть читательский опыт. Сосредоточьтесь на анализе и систематизации прочитанных произведений. Вспомните названия, авторов, имена и фамилии персонажей, а также ключевые события.
Посмотрите в словаре определения понятий, таких как "совесть", "обязанность", "нравственный выбор" и другие. В итоговых сочинениях часто используются абстрактные понятия.
Также убедитесь, нужны ли результаты итогового сочинения для поступления в ваше выбранное высшее учебное заведение. Возможно, вам потребуются два аргумента, а не один.
Не переживайте: вы уже прошли 11 лет обучения; соберитесь с мыслями и помните, что тот, кто идет вперед, достигает своей цели. Удачи вам!