Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки представила предварительные результаты ЕГЭ по обществознанию и биологии.
В отношении ЕГЭ по обществознанию, который состоялся 8 июня, около 270 тысяч человек сдавали экзамен. Результаты ЕГЭ 2023 года соответствуют результатам двух предыдущих лет, и средний тестовый балл незначительно снизился, вернувшись к уровню 2021 года. Примерно 12% участников экзамена достигли высоких результатов, набрав от 81 до 100 баллов. Всего 389 участников получили максимальные 100 баллов.
Участники ЕГЭ 2023 года показали высокую производительность при выполнении заданий на поиск информации, которая прямо представлена в текстах и диаграммах. Большинство студентов успешно выполнили задание с развёрнутым ответом, требующим анализа графического изображения, иллюстрирующего изменение спроса и предложения.
В сравнении с участниками предыдущих лет, студенты ЕГЭ 2023 года лучше ориентируются в правах и свободах человека и гражданина. Однако почти четверть экзаменуемых испытывает затруднения при характеристике таких основ конституционного строя Российской Федерации, как федеративное государство, социальное государство и светское государство. Также студенты испытывают трудности при определении связи между конкретной государственной функцией и соответствующей ветвью власти, а также не достаточно понимают функции различных финансовых институтов. Кроме того, студенты ЕГЭ 2023 года имеют недостаточное понимание различий между уголовными и административными наказаниями.
Относительно ЕГЭ по биологии, который проходил 13 июня, примерно 105 тысяч человек сдали экзамен. Средний тестовый балл незначительно вырос по сравнению с прошлым годом, и количество высокобалльников также увеличилось на 1%. 73 участника получили максимальный результат в 100 баллов.
Большинство студентов основного периода ЕГЭ 2023 года успешно справились с заданиями первой части, охватывающими различные разделы программы по биологии. Они продемонстрировали умение работать с изображениями биологических объектов и их частей, решать простейшие биологические задачи по генетике и цитологии, анализировать биологический текст и извлекать нужную информацию, анализировать результаты наблюдений и экспериментов, представленные в виде таблиц, графиков и диаграмм, а также делать выводы. Участникам также успешно удалось выполнить мини-модули «Система и многообразие органического мира» (задания 9 и 10) и «Организм человека и его здоровье» (задания 13 и 14).
Сложности возникли у студентов при выполнении заданий, требующих установления соответствия между характеристиками и клеточными процессами (энергетический обмен, фотосинтез), этапами овогенеза и циклами развития животных и растений. Также некоторые затруднения вызвали задания, проверяющие знания в области эволюции (формирование приспособленности).
В целом, студенты успешно справились с заданиями, требующими развернутых ответов, особенно в отношении новых заданий, проверяющих сформированность методологических умений и навыков, а также задач по генетике. Наибольшие трудности возникли при выполнении заданий 26 и 27, где требовалось дать развернутый аргументированный ответ и продемонстрировать способность применять теоретические знания для объяснения и обоснования биологических процессов и явлений.