02 июня 2025

Согласно мнению ряда профессионалов и экспертов-оценщиков, профильный ЕГЭ по математике 2025 года стал рекордно трудным за весь период проведения экзамена. Действительно ли сложности настолько высоки, чем это объясняется и как нововведения скажутся на возможностях абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения?

Дата и общая оценка сложности

27 мая 2025 года в России состоялся единый государственный экзамен по профильной математике. При детальном анализе представленных заданий многие специалисты пришли к заключению, что по уровню сложности текущий вариант превзошёл даже самые проблемные версии 2018 и 2023 годов, которые ранее уже признавались весьма непростыми. В интернете появились подробные разборы с заголовками «Самый трудный ЕГЭ в истории», а многочисленные выпускники отмечали, что встретили «нерешаемые» задачи, чего не наблюдалось в прошлом году.

Структура профильного ЕГЭ по математике

Формат экзамена остаётся неизменным: всего отводится 3 часа 55 минут на выполнение двух частей, включающих 19 заданий.

  • Первая часть содержит 12 заданий с кратким ответом, как базового, так и повышенного уровней сложности.

  • Вторая часть состоит из 7 задач, требующих развёрнутого решения, и относится к повышенному и высокому уровням сложности.

С 2024 года изменилась шкала перевода первичных результатов в тестовые баллы, что сделало достижение высоких итоговых показателей более вероятным. Например, даже полностью решив только первую часть (которая составляет 37,5 % всех заданий), выпускник может набрать 70 тестовых баллов. Традиционно выпускники ориентируются на так называемый «джентльменский набор»: задания 13 (уравнения), 15 (неравенства) и 16 (экономическая задача). За их верное решение можно получить до 6 первичных баллов (что переводится в 12 тестовых), а в сочетании с первой частью это даёт 82 балла. Именно эти задачи считаются «проходимыми» при регулярной практике с типовыми пробниками.

Чем отличился ЕГЭ-2025

Первая часть в текущем году вновь оказалась относительно простой — все 12 заданий были стандартными, взятыми из банка ФИПИ, что позволило подготовиться к ним буквально за неделю. По мнению специалистов, она стала «подарком» для выпускников и не вызвала проблем даже у тех, кто ограничивался минимальной подготовкой.

Основная сложность заключалась во второй части: если раньше «неприятные» задания встречались лишь в отдельных номерах, то в 2025 году затруднения возникали почти во всех семи. В частности, в 13-м и 15-м заданиях появились «ловушки» и нестандартные приёмы, а 18-й и 19-й номера оказались «запредельно сложными».

  • В 13-м задании привычная тригонометрия была представлена в форме уравнения, которое нельзя было решить стандартными методами через дискриминант — требовался группировочный метод разложения. Для многих учащихся, знающих математику лишь на «3» или «4», такие приёмы оказались незнакомыми.

  • В 15-м задании неравенство представляло собой смешанный тип (например, числитель или знаменатель содержал показательные функции или многочлены от x), что встретилось в ЕГЭ впервые и стало непривычным для большинства.

  • 16-я задача подразумевала «подвох» в конвертации единиц измерения и формулировке: нужно было вычислить сумму выплат за определённый период, что требовало внимательного анализа условия.

  • Геометрические же задания 14-го (стереометрия) и 17-го (планиметрия) номеров, напротив, были признаны адекватными уровню ЕГЭ и, местами, довольно простыми.

Процесс оценки работ

Через сутки после проведения экзамена собрание экспертов начинает проверку работ: каждый комплект КИМ оценивается двумя специалистами, а при наличии спорных решений подключается третий. Обычно проверка длится 2–3 дня. Некоторые эксперты публиковали в своих телеграм-каналах промежуточные результаты. Так, по данным одного из московских проверяющих, процент выполнения 18-го задания в 2025 году снизился в 3–4 раза по сравнению с прошлым годом, а в большинстве работ за 18-й и 19-й номера ставились нули. Кроме того, наблюдалось снижение процента решаемости заданий 13, 15 и 16. Сложность текущего экзамена подтолкнула часть экспертов к более лояльному подходу, чтобы компенсировать непростой уровень и не «обрушивать» результаты учащихся.

Отзывы выпускников

Среди сдававших были те, кто, рассчитывая на 70 баллов без углублённой подготовки к второй части, остался доволен: первая часть оказалась лёгкой, и большинство выпускников решили все простые задания сразу. Некоторые справились и с отдельными заданиями второй части, рассчитывая на баллы свыше 90, но из-за арифметических ошибок получили чуть меньше и оценивают свой результат примерно в 80+.

Однако студенты, целенаправленно готовившиеся к сложным заданиям, как правило, разочаровались. Многие рассчитывали решить «джентльменский набор», а в итоге не справились ни с одним из этих номеров. Возникали ситуации, когда учащиеся, отрабатывавшие годовой курс, просто не смогли распознать «необычную» конструкцию в 13-м задании или застряли на дополнительных хитростях в 16-м. Даже те, кто запасался альтернативными вариантами получения баллов (например, рассчитывали на 18-е и 19-е задания), столкнулись с тем, что они оказались значительно сложнее ожидаемого, и времени было жалко тратить.

Причины повышения уровня сложности

Экспертное сообщество разделилось в оценках: часть специалистов уверена, что вариант 2025 года действительно самый сложный в истории, другие полагают, что он лишь не слишком далек от стандартного. Критики указывают на неравномерность уровня заданий: одни выпускники получили привычные задачи, другие столкнулись с экстраординарными неравенствами и уравнениями. При этом формат 2024 года был одним из самых лёгких за последние шесть лет, что усиливает контраст и создаёт впечатление «аномальной» трудности.

Основная критика сводится к тому, что составители «оторваны» от реальной школьной программы, предпочли уход от шаблонных задач, но изменили почти всю вторую часть, тогда как эксперимент на одном-двух заданиях был бы уместнее. Сторонники же «нормальности» текущего уровня утверждают, что задачи 18 и 19 всегда предназначены для проверки высокого уровня подготовки и при должном усердии набрать 90+ баллов можно, особенно с учётом снижения планки перевода первичных баллов в тестовые.

Рекомендации для абитуриентов, сдающих ЕГЭ

Эксперты призывают сохранять спокойствие и дождаться официальных результатов, которые должны быть опубликованы до 10 июня. Проверить свои баллы можно на следующих ресурсах:

  • официальный сайт «checkege.rustest.ru»;

  • портал «Госуслуги»;

  • официальный сайт правительства Москвы (для столичных выпускников);

  • региональные образовательные порталы.

Если полученные баллы не устроят, предусмотрена апелляция: заявка на пересмотр работы должна быть подана в установленные сроки, с учётом действующих критериев оценивания. Практика показывает, что в большинстве случаев апелляционные комиссии выступают в пользу ученика.

С 2024 года введена возможность однократной пересдачи любого предмета ЕГЭ. Для участников 2025 года установлены дополнительные даты — 3 и 4 июля. При пересдаче будет учитываться только результат повторного выполнения экзаменационного задания, а не наилучший из двух. В случае неудачи на профильном уровне можно подать документы на базовую математику, выбрав резервный день или дату 4 июля.

Тем, кто ещё только планирует готовиться к профильному ЕГЭ, рекомендовано не ограничиваться «джентльменским набором», а отрабатывать как можно больше разных типов заданий. Такое комплексное «пробивание» всех возможных формулировок позволит избежать «шоков» от неожиданных вариантов.

Влияние результатов ЕГЭ-2025 на поступление

В 2024 году средний балл по профильной математике составил 62,55. По предварительным оценкам экспертов, в 2025-м это значение останется примерно на том же уровне или снизится несущественно, поскольку первая часть вновь оказалась лёгкой, и правильное её решение даёт до 70 баллов. При этом количество выпускников, набравших 100 баллов, сократится — в прошлом году рекордный показатель составил 1165 стобалльников, а в 2025-м ожидается не более 200–300 человек. В итоге проходные баллы в вузы могут слегка снизиться, но о точном влиянии говорить пока преждевременно — необходимо дождаться окончательных данных по всем предметам.

Обратный звонок
Записаться на курсы
Написать сообщение
Написать сообщение
Записаться на курсы