В рамках Всероссийского общественного обсуждения совершенствования государственной итоговой аттестации (ГИА) прошла секция, посвященная развитию экзаменационных моделей контрольных измерительных материалов (КИМ) для ЕГЭ и ОГЭ по естественно-научным предметам, математике и информатике.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова подчеркнула, что разработчики КИМ готовы реализовать любые подходы — устные, компьютерные, межпредметные и др., но важно, чтобы такие нововведения не ухудшали положение участников экзамена, соответствовали образовательной практике и были доступны для всех регионов.
Решетникова также поддержала предложение, чтобы при проверке экзаменационных работ указывалось, за какую ошибку и сколько баллов снял эксперт. Однако, она отметила, что говорить о применении искусственного интеллекта для проверки экзаменационных работ пока рано: хотя ИИ активно развивается, на данном этапе полное доверие ему в проверке невозможно.
Дискуссию вызвало предложение отменить ежегодную публикацию демонстрационных вариантов КИМ. Сторонники считали, что демоверсии способствуют натаскиванию, мешая формированию системных знаний у учеников. Противники настаивали, что без примеров заданий трудно объяснить их форму и содержание. Решетникова предложила организовать более широкое обсуждение этого вопроса.
Эксперты также обсудили возможность проведения ОГЭ и ЕГЭ в компьютерном формате, решив детально изучить опыт Москвы, где часть ОГЭ уже проводится на компьютерах. Планируется провести анализ этого опыта и обсудить перспективы его расширения к 2030 году.
На обсуждение была представлена концепция новой модели ЕГЭ по математике, предполагающая объединение базового и профильного экзаменов, разделенных на части по сложности. Выпускники смогут завершить экзамен после первой части или продолжить выполнение более сложных заданий для получения дополнительных баллов. Модель будет апробирована в регионах, а итоги планируется представить к 2026 году.
Кроме того, эксперты обсудили возможность включения экспериментальной части в ЕГЭ по физике, химии и биологии. Хотя такой подход положительно оценен, его реализация требует качественного оборудования и специалистов в каждом экзаменационном пункте. Моделирование виртуальных экспериментов не заменит реальных. Решетникова заявила, что планируется разработать модели реальных и виртуальных экспериментов с апробацией на 2026-2027 годы.
Также участники рассмотрели предложения по изменению отдельных заданий по различным предметам, продолжая поиск оптимальных решений для будущих экзаменационных моделей.