В рамках Всероссийского общественного обсуждения вопросов улучшения государственной итоговой аттестации (ГИА) прошли секции, посвященные совершенствованию организационно-технологической части экзаменов и среднесрочным перспективам развития ГИА до 2030 года. Участники рассмотрели предложения от граждан, экспертов и общественных деятелей, обсуждая их реализацию.
По ОГЭ обсуждалось, нужно ли оставить только два обязательных предмета (русский язык и математику), сохранить текущий формат (два обязательных и два предмета по выбору), увеличить количество предметов по выбору или заменить их метапредметными экзаменами. Большинство высказались за сохранение текущей схемы — два обязательных предмета и два по выбору.
Большинство участников также согласились с тем, что результаты ОГЭ должны учитываться при поступлении в профильные 10 классы и ссузы, для чего потребуется внесение изменений в законодательство и перевод результатов экзаменов в стобалльную шкалу. Однако была отмечена проблема объективности результатов ОГЭ и утечек материалов перед экзаменами. Полностью перевести ОГЭ в формат ЕГЭ пока не позволяют организационные и финансовые ограничения регионов. Также обсуждалось предложение перевести в компьютерный формат выполнение заданий с кратким ответом в ОГЭ.
Идеи об отмене ЕГЭ, итогового сочинения или собеседования по русскому языку в 9 классе не получили поддержки, но было предложено сохранить ЕГЭ только как вступительный экзамен в вузы.
Нововведение 2024 года — возможность пересдать ЕГЭ по одному предмету — было положительно воспринято, но участники разошлись во мнениях по поводу выбора лучшего из двух результатов. Поднимался вопрос о более раннем завершении приема заявлений вузами, проводящими дополнительные испытания, что вызывает проблемы, когда не все результаты ЕГЭ еще получены.
Идея круглогодичной пересдачи ЕГЭ в специализированных центрах не получила поддержки из-за высоких затрат и нарушений принципа равенства возможностей для участников из разных регионов. Предложение дополнить ЕГЭ или ОГЭ цифровым портфолио достижений также сочли спорным. «Мы продолжим исследовать этот вопрос, но конкретных шагов в ближайшее время не будет», — подытожил заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский.
Также было предложено создать инструкции для лиц, проверяющих и допускающих участников ЕГЭ, и включить проверку рамок металлоискателей в контроль технической готовности оборудования. Прозвучали идеи об автоматической распечатке заполненных регистрационных бланков, установке времени нахождения участников в случае задержки экзамена, обязательной установке блокираторов мобильной связи во всех пунктах проведения экзаменов, но предложение о введении дресс-кода для участников ЕГЭ не поддержали. Обсуждалось также наполнение Открытого банка заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ и перевод первичных баллов в тестовые.