Рассмотрим наиболее часто возникающие проблемы у абитуриентов при изучении истории и при подготовке к экзамену. Чаще всего, при изучении предмета трудности возникают с запоминанием дат, генеалогического древа Рюриковичей/Романовых, а при знакомстве со структурой экзамена в формате ЕГЭ, к этому списку добавляется ещё и умение чтения карты.
Начнём с самого трудного, - с дат. Дат в истории огромное количество, и запомнить их все методом заучивания просто не реально. Однако есть некоторые хитрости, которые помогут дойти до правильного ответа на экзамене, даже если абитуриент выучил не всё. Например, даты жизни/правления князей/царей/императоров, генсеков/президентов.
Для того чтобы не ошибиться, достаточно запомнить только ОДНУ дату. Либо дату начала правления, либо дату конца правления. Предположим, даты правления Ивана III: 1462 – 1505гг. Лично мне удобнее запомнить дату 1505, потому что она – «ровная», в ней две цифры «5». Зная только одну дату, уже можно предположить, какие события могли быть при Иване III, - видимо, те, которые были лет за 30 до 1505г. А вот события после 1505г при Иване III быть уже не могли, что логично.
Или, предположим, даты княжения Дмитрия Донского: 1359 – 1389гг. Даты не самые запоминающиеся, но есть важное событие его правления, - Куликовская битва 1380г. А вот эта дата уже «ровная» и встречается часто. Воспользуемся той же логикой: зная дату 1380г, мы можем предположить, что даты правления князя где-то рядом, для того, чтобы сопоставить даты с событиями в тестовой части ЕГЭ по истории.
Помимо дат правления государей, нужно как-то запомнить ещё огромное количество сражений и важных событий. На первый взгляд, задача не реальная, но тут начинает действовать ассоциативная память.
Возьмём первую же дату: 862г – призвание варягов на Русь. У даты есть «двойник» - 1862г. В этот год праздновалось тысячелетие России, и по этому случаю, в Новгороде скульптором Микешиным даже был установлен одноименный памятник, который тоже в ЕГЭ фигурирует. Следовательно, зная ОДНО из этих событий, мы легко дойдём до другого.
Следующая дата: 882г – объединение Киева и Новгорода князем Олегом. И тут есть к чему привязаться – событие произошло ровно через 20 лет после призвания Рюрика на княжение. 20 лет – «ровный» отрезок времени, запомнить легко.
Некоторые даты в отечественной истории словно специально «ровные», нужно только это уметь замечать. Возьмём даты 1380г (Куликовская битва) и 1480г (Стояние на р. Угре), между первым крупным победоносным сражением с монголами и полным свержением ордынского ига произошло ровно 100 лет. Рассмотрим даты 1242г и 1942г. Ледовое побоище и начало Сталинградской битвы. Оба события символизируют противостояние с немцами, оба сражения завершились в нашу пользу. 1375г – Дмитрий Иванович (будущий Донской) напал на Тверь и отобрал ярлык на княжение, а в1485г Тверь окончательно входит в состав Московского государства/России, разница между событиями – 110 лет. И таких «совпадений» много, в рамках одной статьи их все не разобрать.
Особенно важно запомнить те даты, на которые приходится сразу несколько событий. Например, 1325г. Сразу ТРИ события: смерть князя Юрия Данииловича в Орде от рук Дмитрия Грозные Очи; княжение в Москве Ивана Калиты (а про этого князя всегда есть задания в ЕГЭ) и одновременно, переезд митрополита из Твери в Москву, что символизирует важную в те году поддержку Москвы церковью в процессе объединения русских земель. Таким образом, для понимания сути эпохи нам надо знать ОДНУ дату – 1325г.
Рассмотрим вопрос о генеалогическом древе. Тут рекомендую использовать наглядные схемы родословной. Эти схемы есть в учебниках и методических пособиях. При работе с такой схемой важно не просто пытаться запомнить кто за кем правил, но узреть «дух правления» (этот был либерал, этот – консерватор). Важно, чтобы каждое имя в схеме было не пустым звуком, а ассоциировалось с конкретными событиями, тогда всё быстро встанет на свои места.
Советую подчёркивать в схеме тех персонажей, которые РЕАЛЬНО ПРАВИЛИ, и из всего древа Рюриковичей их в итоге окажется не так уж и много. Из всех киевских князей получится примерно 10 человек, из московских – 11 человек. Запомнить 21 правителя – реально. Ведь любой ученик школы без труда запоминает всех своих одноклассников, а их очень часто и больше 21 будет. Так же для запоминания полезно и важно видеть портреты государей, - они будут запоминаться и визуально.
Теперь о заданиях с картой. Даже в самой сложной карте на экзамене всегда есть подсказки, заметив которые можно дойти до правильного ответа. Такими подсказками могут быть: границы государства, места и даты сражений, обозначенные на карте и реки.
Например, в бесконечных войнах с Польшей надо отыскать на карте Смоленск и понять, чей он на данный момент, - это многое прояснит. Основан ли уже Санкт-Петербург? Состоялось ли уже воссоединение с восточной Украиной? Входит ли Рязань в состав Московского государства/России? Есть ли на карте знакомые нам названия местечек, где были подписаны мир/перемирие (Андрусово, Деулино)?
Ну, или довольно сложные карты, связанные с многочисленными русско-турецкими войнами. Как известно, при Екатерине II было две войны: окончившаяся в 1774г Кючук-Кайнарджийским миром, и окончившаяся в 1791г Ясским миром. Значит, ищем на карте либо Яссы, либо Кючук-Кайнарджи, либо Ларгу, Кагул, Рымник, Измаил. И чтобы не запутаться, надо не только помнить, что по Кючук-Кайнарджийскому договору Россия получила земли между Днепром и Южным Бугом; а по Ясскому, - земли между Южным Бугом и Днестром. Важно ещё и суметь найти и узнать эти реки по карте.
А как не перепутать, какой мир был заключен раньше, Кючук-Кайнарджийский, или Ясский? А тут нам на помощь приходят удивительные совпадения. Дело в том, что многое в нашей истории происходит «по алфавиту». Сначала «К», потом «Я». То есть сначала Кючук-Кайнарджийский мир, затем Ясский.
Сначала «Е», потом «О». То есть сначала пЕченеги, потом пОловцы.
Сначала «Б», потом «М», затем «Т». То есть Батый, Мамай и Тохтамыш. Первых двух очень часто путают, третьего, вообще, не знают.
А как не перепутать левобережную и правобережную Украину? Относительно какого берега это справа или слева? Задайте себе простой вопрос: реки вытекают из морей или впадают в моря? Правильно, - впадают в моря. А теперь представим, что мы плывём по Днепру в Чёрное море, то есть с севера на юг. Тогда по правую руку от нас окажется западная Украина, а по левую – Восточная. Вот и на этот вопрос ответ найден.
Наконец, включаем самую простую логику при решении заданий на сопоставление: вряд ли Ляоянское сражение происходило в Пруссии, а Губертусбургский мир заключен с Японией. Больше шансов, что всё-таки наоборот.
Методы систематизации и запоминания информации у каждого свои, ассоциативная память также индивидуальна. В этой статье я лишь озвучил те методы и приёмы, которые, как мне кажется, помогут нынешним абитуриентам успешнее подготовиться и сдать ЕГЭ по истории.
Преподаватель истории и обществознания Тюрин Д. А.