
В день единого государственного экзамена по истории, состоявшемся 23 мая 2025 года, приняли участие почти 83 000 выпускников. По сравнению с прошлым годом доля одиннадцатиклассников, выбравших этот предмет, снизилась.
-
Средний балл составил 55,85 (в 2024 году – 55,4).
-
Уровень сдачи экзамена практически совпадает с результатами прошлых лет: доля участников, набравших 61–80 баллов, увеличилась на 1,2 %, остальные изменения не выходят за рамки статистической погрешности.
-
Высокие результаты (60–100 баллов) показали около 33 000 человек.
Сильные стороны выпускников в экзамене
-
Хронологические задания и исторические факты (включая события специальной военной операции) преодолевались успешно.
-
Великая Отечественная война: задания базового уровня решены с высоким процентом правильных ответов, однако более сложные вопросы (например, назначение командующего фронтом в Московской битве) вызвали затруднения.
-
Работа с картой: лучше всего выпускники справились с заданием на сопоставление текста и географической схемы.
-
Анализ письменных источников: проще всего давалась явная информация в тексте, в то время как атрибуция документов потребовала дополнительных усилий.
-
История культуры традиционно оказалась слабой темой: задания этого блока выполнялись хуже, чем большинство прочих.
-
Причинно-следственные связи (задание 18), аргументация (21) и сравнение исторических явлений (20) остаются самыми проблемными.
-
Конец XIX – XX века и всемирная история вызвали у части участников наибольшие затруднения.
Участие и общие показатели по литературе
В ЕГЭ по литературе, также проведённом 23 мая, зарегистрировалось более 37 000 человек, что значительно меньше, чем в 2024 году (42,5 тыс.).
-
Средний балл достиг 61,91 (в 2024 — 61,67).
-
Рост качественных результатов: на 2 % увеличилась доля участников в диапазоне 61–80 баллов; в диапазоне 60–100 баллов отметились около 16,5 тыс. человек.
Сильные стороны выпускников в экзамене по литературе
-
Метапредметные навыки и интерпретация текста соответствовали экзаменационным требованиям.
-
Теоретико-литературные концепции активно использовались для анализа, выпускники умели строить сравнительный анализ произведений и выстраивать проблемно-тематические связи.
-
Вместо традиционных эссе появилось дискуссионное письмо и работы с искусствоведческим компонентом, требующие межпредметного подхода (литература и театр, изобразительное искусство).
-
Низкое знание содержания художественных произведений остаётся главной причиной ошибок.
-
Терминология и умение применять её при анализе текста далёки от совершенства.
-
Сравнительный анализ (задания 5 и 10) по-прежнему вызывает сложности у многих участников, хотя при высоком уровне подготовки эти задания преодолеваются успешно.
По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, численность участников по истории и литературе ещё возрастёт за счёт резервных дней и выпускников, сдающих экзамены позже. Общая картина остаётся стабильной, а предварительные результаты позволяют говорить о сохранении высокого уровня подготовки школьников во втором модуле ЕГЭ-2025.