09 июня 2025

В день единого государственного экзамена по истории, состоявшемся 23 мая 2025 года, приняли участие почти 83 000 выпускников. По сравнению с прошлым годом доля одиннадцатиклассников, выбравших этот предмет, снизилась.

  • Средний балл составил 55,85 (в 2024 году – 55,4).

  • Уровень сдачи экзамена практически совпадает с результатами прошлых лет: доля участников, набравших 61–80 баллов, увеличилась на 1,2 %, остальные изменения не выходят за рамки статистической погрешности.

  • Высокие результаты (60–100 баллов) показали около 33 000 человек.

Сильные стороны выпускников в экзамене

  • Хронологические задания и исторические факты (включая события специальной военной операции) преодолевались успешно.

  • Великая Отечественная война: задания базового уровня решены с высоким процентом правильных ответов, однако более сложные вопросы (например, назначение командующего фронтом в Московской битве) вызвали затруднения.

  • Работа с картой: лучше всего выпускники справились с заданием на сопоставление текста и географической схемы.

  • Анализ письменных источников: проще всего давалась явная информация в тексте, в то время как атрибуция документов потребовала дополнительных усилий.

  • История культуры традиционно оказалась слабой темой: задания этого блока выполнялись хуже, чем большинство прочих.

  • Причинно-следственные связи (задание 18), аргументация (21) и сравнение исторических явлений (20) остаются самыми проблемными.

  • Конец XIX – XX века и всемирная история вызвали у части участников наибольшие затруднения.

Участие и общие показатели по литературе

В ЕГЭ по литературе, также проведённом 23 мая, зарегистрировалось более 37 000 человек, что значительно меньше, чем в 2024 году (42,5 тыс.).

  • Средний балл достиг 61,91 (в 2024 — 61,67).

  • Рост качественных результатов: на 2 % увеличилась доля участников в диапазоне 61–80 баллов; в диапазоне 60–100 баллов отметились около 16,5 тыс. человек.

Сильные стороны выпускников в экзамене по литературе

  • Метапредметные навыки и интерпретация текста соответствовали экзаменационным требованиям.

  • Теоретико-литературные концепции активно использовались для анализа, выпускники умели строить сравнительный анализ произведений и выстраивать проблемно-тематические связи.

  • Вместо традиционных эссе появилось дискуссионное письмо и работы с искусствоведческим компонентом, требующие межпредметного подхода (литература и театр, изобразительное искусство).

  • Низкое знание содержания художественных произведений остаётся главной причиной ошибок.

  • Терминология и умение применять её при анализе текста далёки от совершенства.

  • Сравнительный анализ (задания 5 и 10) по-прежнему вызывает сложности у многих участников, хотя при высоком уровне подготовки эти задания преодолеваются успешно.

По словам руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева, численность участников по истории и литературе ещё возрастёт за счёт резервных дней и выпускников, сдающих экзамены позже. Общая картина остаётся стабильной, а предварительные результаты позволяют говорить о сохранении высокого уровня подготовки школьников во втором модуле ЕГЭ-2025.

Обратный звонок
Записаться на курсы
Написать сообщение
Написать сообщение
Записаться на курсы