Изменения, внесенные в КИМ-2024 ЕГЭ по биологии, приковывают к себе внимание многих аспектов, требующих особого усердия в подготовке. Об этом подробно рассказывает Мария Ишевская, выдающийся эксперт в области биологии, преподающая в школе № 1560 "Лидер" в Москве и представляющая региональную предметную комиссию.
Структура КИМ ЕГЭ 2024
Структура экзаменационного материала ЕГЭ-2024 обладает общим охватом всех разделов биологии, включающихся в школьную программу: "Ботаника", "Зоология", "Анатомия и физиология человека", "Общая биология". Помимо этого, в КИМ включены задания, направленные на оценку уровня сформированности универсальных учебных навыков, таких как анализ таблиц, схем, графиков. Например, в первой части экзаменационной работы задания 20 и 21 нацелены на проверку этих умений. Также КИМ содержит задачи, основанные на знаниях методов биологических исследований, умении проводить и объяснять результаты экспериментов, формулировать выводы. Например, в задании 1 необходимо определить метод исследования по его описанию или сфере применения. Второе задание проверяет способность правильно интерпретировать результаты эксперимента. В этом контексте, вторая часть работы опирается на методологическую базу заданий 22 и 23.
Изменения в КИМ в 2024 году
В 2024 году были внесены незначительные изменения в контрольные измерительные материалы ЕГЭ по биологии. Количество заданий в первой части сократилось с 22 до 21. Убрали линии заданий, направленные на последовательное охватывание тем: "Эволюция живой природы", "Происхождение человека", "Экосистемы и их закономерности", "Биосфера". Однако в первой части экзаменационной работы по этим темам сохранились следующие линии:
- на выбор трех правильных ответов (17-я и 18-я линии, представляющие базовый уровень сложности);
- на установление соответствия (19-я линия, требующая повышенного уровня сложности);
- на работу с таблицей (20-я линия, также требующая повышенного уровня сложности).
Остальные задания первой части экзаменационной работы остались без изменений, что влечет за собой снижение общего количества баллов с 59 до 57.
В контексте КИМ-2024 ЕГЭ по биологии, изменения в структуре заданий второй части по сравнению с предыдущим годом остались незначительными. Задания 22 и 23, представляющие собой блок по одному эксперименту, остаются без изменений. Основное внимание при подготовке к выполнению этих заданий должно быть уделено изучению алгоритма проведения эксперимента: от выдвижения гипотез до формирования контрольных групп и анализа результатов.
Задание 24 продолжает проверять умение верно идентифицировать изображенные объекты или их части. Важно подчеркнуть, что корректное определение объекта остается ключевым аспектом, поскольку при неверной идентификации другие аспекты не подвергаются оценке. При подготовке к выполнению заданий с изображениями рекомендуется обратиться к учебным пособиям, обращая внимание на иллюстрации, схемы и диаграммы.
Задания, на которые стоит обратить внимание
Задания 25 и 26 всегда вызывают наибольшие трудности, поскольку требуют не только знаний, но и их применения. Они нацелены на обобщение и применение знаний о человеке и общей биологии соответственно. Для повышения уверенности в решении таких задач важно внимательно анализировать вопросы, разбивая их на составные части, и не упускать детали. Кроме того, следует быть внимательным к дополнительной информации, представленной в ответе, поскольку наличие в ней биологических ошибок может привести к снижению баллов. Практика и тренировка также играют важную роль: решение множества задач из сборников типовых вариантов ЕГЭ или с интернет-ресурсов помогает подготовиться к этим заданиям.
В задании 27 наблюдаются некоторые изменения в содержании: помимо вопросов по цитологии появились задачи по эволюционной генетике, которые ранее не встречались. Это включает вопросы о числе хромосом и молекул ДНК в различных фазах мейоза, а также задачи по биосинтезу белка и эволюционной генетике. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только знать основы хромосомного набора в различных фазах мейоза, но и уметь объяснять, каким образом он формируется в результате определенных процессов.
Подготовка к выполнению задания 27 на биосинтез белка требует внимания к таким концепциям, как "открытая рамка считывания", "старт-кодон", "стоп-кодон" и "палиндром".
Для решения задач по эволюционной генетике (закон Харди — Вайнберга) необходимо сначала определить, что именно дано: частота встречаемости аллеля или частота встречаемости фенотипа. Затем, используя формулу квадрата суммы, можно определить необходимые значения. Важно не только провести расчеты, но и объяснить каждое действие.
Последнее, 28-е задание, традиционно представлено в виде сложной генетической задачи.
В этом году, как и в 2023-м, задачи касаются только взаимодействия аллельных генов. Расположение генов может варьироваться: они могут находиться в разных аутосомах или в половых хромосомах, быть сцеплены или расположены независимо. Решая генетические задачи, важно внимательно читать условия и учитывать описанные в них детали.
Для подготовки к экзамену рекомендуется ознакомиться с содержанием каждой линии на сайте ФИПИ. Для отработки заданий первой части можно воспользоваться новой версией Открытого банка заданий на сайте ФИПИ, используя фильтр для выбора нужного раздела биологии, темы и типа заданий. Там же представлен Навигатор самостоятельной подготовки, который поможет выявить пробелы в знаниях и заполнить их.
Полезно также использовать материалы с анализом структуры КИМ-2023 и рекомендациями по подготовке, которые предоставлены ведущими экспертами предметных комиссий Москвы. Эти материалы доступны в виде вебинаров и кратких информационных роликов на официальных сайтах Московского центра качества образования, Регионального центра обработки информации, а также в социальной сети "ВКонтакте" и на онлайн-сервисе Rutube.
Для оценки уровня знаний рекомендуется пройти диагностику в формате ЕГЭ. Анализ результатов позволит построить личный план подготовки. Независимые диагностики проводятся полностью в соответствии с процедурой реального ЕГЭ, что позволит ознакомиться с примерными заданиями и правилами экзамена, тренироваться в заполнении бланков и правильном распределении времени.
Для проведения независимой диагностики доступны как очные, так и дистанционные формы. Записаться на них можно через онлайн-платформу Московского центра качества образования, перейдя в раздел "ЦНД".
На самом экзамене важно сначала внимательно изучить вариант контрольно-измерительных материалов (КИМ), а затем приступить к выполнению заданий первой части. После завершения этой части экзамена необходимо внимательно проверить ответы и перенести их на бланк ответов. Учитывая, что на решение задач по цитологии и генетике может потребоваться дополнительное время, рекомендуется решать их в последнюю очередь.
Подготовка к экзамену требует последовательности и внимательности. Помните, что хороший результат зависит от тщательной подготовки! Удачи!